19.04.2025 13:10
Московские власти объяснили выселение Музея Рахманинова из здания на Большой Ордынке

Здание во 2-м Кадашевском переулке было передано в аренду «Рахманиновскому обществу» и Московскому музею С. В. Рахманинова в 2003 году. Там регулярно проводили различные концерты, фестивали и выставки, полноценный же музей открылся в 2023 году.
Как пояснили изданию «Подъём» в Департаменте городского имущества Москва, помещения, в которых располагались залы музея, находятся в собственности города и являются объектами культурного наследия. Чтобы пользоваться ими, музею необходимо было своевременно вносить оплату и соблюдать условия относительно видов деятельности.
«По условиям договора, организация должна была использовать площади исключительно для некоммерческой деятельности, кроме того, арендаторы не могли передавать помещения в субаренду. Также межрегиональная общественная организация брала на себя обязательство по проведению комплекса ремонтно-восстановительных работ для сохранения исторических объектов.
За время аренды общественная организация допустила ряд серьезных нарушений. Так, в «Городской усадьбе, ХVIII-XIХ вв. – Флигель, 1840 г., 1880-е гг.» представители «Рахманиновского общества» разместили частные коммерческие предприятия, что было выявлено специалистами Госинспекции по недвижимости в результате проверки. Арендатор также не выполнял обязательства по проведению комплекса необходимых работ в ОКН «Городская усадьба, XVIII-ХIХ вв. – Главный дом, ХVIII в., 1870-е гг.», о чем свидетельствуют многочисленные предписания Департамента культурного наследия с 2017 года. Более того, у организации накопился значительный долг по оплате аренды в рамках договора, при этом город неоднократно уведомлял арендатора о необходимости погашения долга. В связи с данными нарушениями с организацией был расторгнут договор аренды объектов».
В самом музее «Подъёму» сказали, что ремонт в здании был, поэтому администрация не понимает, «с чего вдруг вот так всё закрутилось»: по словам представителей Рахманиновского сообщества, внучатый племянник композитора, который в 2003-м заключал договор на аренду здания, сделал там капитальный ремонт кровли и полов, состояние помещения признали надлежащим. Музейщики опасаются, что Москва потеряет возможность показывать наследие Рахманинова иностранцам, которые приезжают «поклониться и услышать рояль». Да и сам рояль «Бехштейн», принадлежащий Рахманинову, вскоре, видимо, некуда будет поместить.