10.06.2024 15:12
Учёные призвали «насторожиться» из-за угрозы исчезновения среднерусских пчёл в результате завоза заражённых насекомых
Фото: Егор Алеев/ТАСС
Доктор биологических наук Уфимского федерального исследовательского центра РАН Елена Салтыкова сказала изданию «Подъём», что грибок нозема церана уничтожает весь улей и не лечится, а попадает он в республику вместе с пчелопакетами из южных стран и регионов.
«Когда у меня спрашивают о причинах гибели пчел, я говорю, что помимо очевидной – летние потравы пчёл, существуют ещё две – это варроа и нозематоз южного происхождения. Это и происходит, в основном, с пчелосемьями. Нозематоз передаётся от пчелы к пчеле, от заражённых поверхностей. Заражённые пчёлы могут погибнуть в течение одного-двух сезонов. Крайне губительна для пчёл нозема церана. Нозематоз вызванный этим микроскопическим грибком ничем не лечится. Пчелиная семья постепенно тает. У нас зона критического земледелия, и пчеловодства в том числе: пчёлы гибнут от потрав, общего аграрного бескультурья, от климатических проблем, от болезней. У местного пчеловодства не хватает мощности, а иногда желания, заниматься производством собственных пчелопакетов, поэтому покупают завозные. Завозные не значит импортные. Часто срабатывает маркетинговая реклама, что пчелы неместного производства лучше, продуктивнее, и с ними удобнее работать. Поэтому закупка чужих пчелопакетов формируется уже задолго до наступления лета, поставщиками могут быть производители пакетов, в том числе и Краснодарского края».
Салтыкова добавила, что из-за завозных насекомых размывается генофонд самих среднерусских пчёл, что грозит их вымиранием.
«Сейчас необходимо работать с пчеловодным сознанием, что не всё хорошо то, что завозится. Ведь не было бы спроса, то не было бы предложения. Они должны четко осознавать, что сами являются распространителями завозных болезней. Размывают генофонд местных пчел, снижая их устойчивость к болезням и изменениям к климату. Необходима слаженная работа надзорных органов и ветеринарии при определении заболеваний. До полной катастрофы нам по счастью далеко. Но насторожиться надо».
Эксперт отметила, что хотя нозематоз массово убивает пчёл, он «не опасен для человека», а заражённый мёд «можно безопасно употреблять в пищу».
По данным учёных, около 50% башкирских пчёл уже заражены ноземой церана. Инвазионная болезнь поражает органы пищеварения пчёл, трутней и маток, нередко приводит к гибели почти всех пчёл на пасеке и наносит значительный экономический ущерб.