Зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин подвел итоги года для российского интернета вместе с «Подъёмом».

«Если сравнивать интернет с домом, с квартирой, то до недавних пор и сегодня этот дом представляет собой очень неструктурированное пространство, где мусор валяется посреди гостиных комнат, в спальнях. Нам важно, чтобы интернет был не помойкой. Чтобы эта помойная часть  сети была структурирована и приведена в порядок, чтобы она лежала в мусорном ведре, а не валялась бессистемно везде. Поэтому в этом году мы продвинулись серьезно в наведении порядка в этом доме».

Горелкин добавил, что для этого приходилось применять «довольно неприятные инструменты».

Итак, вспомнили резонансные нововведения 2021-го:

Закон «о приземлении» иностранных IT-компаний. Вступает в силу с 1 января 2022 года.

Предполагает, что владельцы интернет-платформ с суточной аудиторией свыше 500 тысяч пользователей из России обязаны будут учреждать юридические лица или открывать локальные офисы в стране.

Антон Горелкин назвал этот закон важнейшим шагом в регулировании российского сегмента сети в уходящем году.

«Нас сегодня очень тяготит, что в России нет полноценных представительств — какие-то компании аффилированные есть, но они функционируют либо как отделы рекламы, либо как отделы по продаже гаджетов. Мы хотим унифицировать это взаимодействие – через специальный кабинет обмениваться юридически значимыми сообщениями с официальными представителями. Это самый системный и самый нужный закон, которого мы очень ждем, поскольку он в равной степени защищает права и пользователей, и интересы государства».

Закон, обязывающий соцсети самостоятельно удалять и блокировать запрещенный контент. Вступил в силу 1 февраля 2021 года.

Общественная палата подсчитала, что лидером антирейтинга площадок, распространяющих деструктивный контент и нарушающих законодательство, стал Facebook, второе место у YouTube, третье — у Twitter.

Горелкин пояснил, что пока этот проект «на запасном пути».

«Социальные сети обязаны проактивно работать по противоправному контенту, стремиться удалять его, создавать соответствующие алгоритмы и более эффективно строить свои службы модерации. Но пока этот закон на запасном пути, по моему мнению. Я считаю, его нужно дорабатывать в диалоге с игроками рынка, социальными сетями.

Вспомним кейс с замедлением работы Твитера в России,  после чего Твитер стал оперативнее удалять противоправный контент. Эта мера крайняя, я надеюсь, ни замедление трафика, ничего подобного мы не будем применять».

Закон об обязательной предварительной установке отечественного ПО на гаджеты. Вступил в силу 1 апреля 2021 года.

Предусматривает штрафы до 200 тысяч рублей за отказ производителей от предустановки приложений, разработанных в России или других странах ЕАЭС.

Закон, обязывающий операторов вносить данные о пользователях сим-карт в государственную базу данных. Вступил в силу 1 декабря 2021 года.

Предполагается, что этот метод поможет в борьбе с телефонными мошенниками и телефонным терроризмом. Так же с 1 декабря можно без решения суда блокировать сайты, созданные финансовыми мошенниками.

Закон о внесудебной блокировке мошеннической и экстремистской информации. Вступил в силу 30 декабря 2021 года.

Разрешает во внесудебном порядке, по требованию генпрокурора или его заместителей блокировать сайты с предложениями купить поддельные документы, сертификаты о прививке от коронавируса и ресурсы, содержащие "ложные сообщения об актах терроризма, распространяемые под видом достоверных сообщений", а также контент, содержащий оправдание или обоснование экстремизма и терроризма.

Горелкин добавил, что основные проблемы, над которыми нужно работать в 2022 году, — это киберпреступность, защита персональных данных и манипулирование общественным мнением.

«Я вижу три основных проблемы, которые нас очень беспокоят. Это рост киберпреступности, законодательные инициативы в этом направлении, безусловно, будут. Это защита персональных данных наших граждан. Вообще это большое направление, которое нуждается в доработке, в развитии, обсуждении с бизнесом, обязательно.

Третье направление – это вопросы манипулирования общественным мнением. Речь идет прежде всего о социальных сетях и видеохостингах, о специально настроенных рекомендательных алгоритмах. За любой рекомендательной системой стоит человек, и когда социальные сети прикрываются тем, что это не мы, это рекомендации так работают, это неправда. За алгоритмом стоит человек, персона, которая его контролирует и которая его создала. Поэтому очень важно, чтобы рекомендации были прозрачны. Должна быть кнопка отключения рекомендаций, у человека должен быть выбор. Все это будет в готовящемся законопроекте о регулировании рекомендательных систем».

@pdmnews